поиск:

Методические рекомендации по созданию УКП

1. Общие положения

1.1. Краткий  анализ организации обучения населения,  не занятого   в  сферах  производства  и  обслуживания,  по   вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

 Обучение по  вопросам  гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям (далее  -  ГО  и  ЧС) неработающего населения является одной из сложных проблем в  этой  сфере  обучения.

Такое обучение  организуется  в  рамках единой государственной  системы  подготовки населения  Российской  Федерации  в  сфере  гражданской  обороны  и  защиты от чрезвычайных ситуаций и осуществляется путем:

проведения  плановых занятий в учебно-консультационных  пунктах    (далее - УКП)  в  соответствии с установленной  Министерством  Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее  -  МЧС  России)  программой  подготовки;

посещения  пропагандистских и агитационных мероприятий  (бесед,    лекций,  вечеров вопросов и ответов, консультаций, показов  учебных    фильмов   и   др.),  проводимых  по  планам  начальников   жилищно-   эксплуатационных организаций;

самостоятельного   изучения  памяток,   листовок   и   пособий,

прослушивания  радиопередач и просмотра  телепрограмм  по  тематике гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций;

участия  в  установленном  порядке  в  комплексных  учениях  по    гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

В  целях организации и осуществления обучения неработающего    населения по вопросам ГО и ЧС:

а)   управление  по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным ситуациям  муниципального образования:

осуществляет    методическое   руководство    учреждениями    и    организациями при подготовке населения способам защиты  от    чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а  также    от   опасностей,  возникающих  при  ведении  военных  действий  или    вследствие этих действий;

осуществляет  контроль за ходом и качеством обучения  населения    по вопросам ГО и ЧС;

организует     подготовку    руководителей    учебных     групп    (консультантов)   УКП   в   учебно-методических   центрах   по  делам гражданской обороны и чрезвычайным  ситуациям субъекта РФ или муниципального образования (далее - УМЦ ГО и ЧС);

организует  издание  листовок, памяток и наглядных  пособий  по    вопросам ГО и ЧС и обеспечение ими населения;

организует  и осуществляет пропаганду знаний по вопросам  ГО  и    ЧС;

б) начальники жилищно-эксплуатационных организаций:

создают  и  оснащают  УКП  ГО  и  ЧС,  а  также  организуют  их    деятельность;

уточняют программу обучения неработающего населения по вопросам    ГО и ЧС;

организуют обучение руководителей учебных групп УКП ГО и  ЧС  в    УМЦ ГО и ЧС;

организуют  и  проводят учебно-методические сборы руководителей    УКП ГО и ЧС;

осуществляют   контроль   за   ходом   и   качеством   обучения    неработающего  населения по вопросам ГО и  ЧС  на  подведомственных    территориях;

организуют приобретение учебной литературы, издание  памяток  и    листовок по вопросам ГО и ЧС и обеспечение ими населения;

организуют  и осуществляют пропаганду знаний по вопросам  ГО  и    ЧС;

привлекают  население подведомственной территории к  участию  в    комплексных учениях по ГО и ЧС;

издают   и   распространяют   среди  жителей   подведомственной    территории    памятки   по   действиям   в   случае   возникновения    чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объекте экономики.

Для обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности должен быть спланирован и выполнен конкретный перечень мероприятий. Он может включать в себя следующие основные мероприятия:

1.       Пиар-мероприятия.  Они призваны содействовать решению задачи по продвижению социально-значимых услуг МЧС России  в части подготовки населения. В данном случае можно использовать в полном объеме PR-технологии -  пресс-конференции, интервью, обучающие семинары, в том числе, и на специально создаваемых для этого учебно-консультационных пунктах.

2.        Транспортная реклама (метрополитен, автобусы, троллейбусы, трамваи). В связи с тем, что огромная часть целевой аудитории постоянно пользуется услугами  городского транспорта, рекламные  постеры  в сочетании с объявлениями по радио и  появившимися  недавно рекламными видеомониторами несомненно донесут до широких слоев населения необходимую информацию.

3.        Наружная реклама. Аренда щитов на основных магистралях города позволит донести рекламную информацию до части аудитории, постоянно пользующейся личным,  служебным или общественным  транспортом.

4.        Полиграфические материалы предназначены для дополнительного контакта целевой аудитории с рекламным сообщением, а также для создания и закрепления эффекта "устойчивого знания". Полиграфические материалы могут распространяться по следующим каналам: расклейка на улицах, в подъездах, поликлиниках, школах, отделениях Сбербанка, службах социального обеспечения и др.

5.        Публикации в прессе. Целесообразна, в частности, публикация серии статей с рассказом о деятельности спасателей и пожарной охраны в многотиражных изданиях.

6.    Радио-реклама. Отметим, что это практически единственный вид медиа, способный быстро донести до широкой аудитории рекламную информацию (зачастую, помимо желания аудитории ее воспринимать).

7.  Телевизионная реклама позволит охватить наибольшую часть целевой аудитории. При этом эффективность рекламного сообщения выше, чем у других СМИ за счет одновременного аудио и визуального эффекта.

 1.2. Назначение и задачи УКП

 Учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и  защите от  чрезвычайных  ситуаций (далее - УКП ГО и ЧС) предназначены  для обучения   населения,   не  занятого  в   сферах   производства   и    обслуживания.

УКП  ГО и ЧС  создаются  в соответствии с требованиями Федерального Закона  от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г.     № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», «Организационно-методических указаний по  подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы ».

Основная  их  цель  - в максимальной степени привлечь  к  учебе    неработающее  население,  добиться,  чтобы  каждый  гражданин   мог    грамотно  действовать в любых чрезвычайных ситуациях  как  мирного,   так и военного времени.

Перед УКП ставятся следующие основные задачи:

обучение: 

- правилам  поведения  и основным  способам  защиты  от    чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а  также от   опасностей,  возникающих  при  ведении  военных  действий  или    вследствие этих действий, защиты от современных средств поражения вероятного противника;

- порядку действий по сигналам оповещения;

- правилам оказания первой медицинской помощи;

- правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

привитие навыков для действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

повышение    морально-психологического    состояния    граждан,    выработка умения правильно оценивать складывающуюся обстановку  для    принятия  разумных и адекватных действий, воспитание у них  чувства    высокой  ответственности  за  свою подготовку  и  подготовку  своей семьи к защите от опасных явлений и действий.

обучение населения правилам защиты детей и обеспечения их безопасности при чрезвычайных ситуациях;

выработка у населения уверенности в надежности средств и способов защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера;

ведение активной пропаганды (разъяснение) роли, значения и задач гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в современных условиях.

Как правило, УКП ГО и ЧС создаются при жилищно-эксплуатационных   организациях  (далее   -   ЖЭО).

Они включают в себя:

учебно-материальную базу;

преподавательский состав.

2. Основные  направления  создания УКП

  2.1. Разработка и ввод в действие нормативно-правовых документов по созданию и функционированию УКП.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от   2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определено,  что органы местного самоуправления создают и оснащают   учебно-консультационные пункты по гражданской обороне, а также организуют их деятельность.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансирование подготовки неработающего населения осуществляется из средств местных бюджетов.

УКП создаются и развиваются на основании соответствующих постановлений органов местного самоуправления.

Названными актами местного самоуправления утверждаются положения по подготовке населения муниципального образования по вопросам ГО и ЧС и соответствующие организационно-методические указания, выделяются требуемые финансовые средства, в том числе, на создание и развитие УКП.

Наиболее эффективно создание и развитие УКП может осуществляться в рамках специальных подпрограмм муниципальных целевых программ по защите населения и территории муниципального образования от ЧС.

  

2.2. Создание учебно-материальной базы УКП.

 

УКП  ГО  и  ЧС  оборудуются в специально отведенных  для  этого    помещениях   (классах,   кабинетах)  при   жилищно-эксплуатационных    организациях муниципального образования. 

Помещение  должно  вмещать  10  -  20    человек  и  иметь 5 - 10 столов со стульями. Перед  входом  в  него  должна  быть  вывеска  размером 70 х  50  см  с  надписью  "Учебно-консультационный  пункт по ГО и ЧС", далее  -  наименование  ЖЭО  и распорядок дня.

Оборудование  УКП  ГО  и  ЧС  должно обеспечивать  качественную    отработку   учебной   программы   и  соответствовать   определенным    требованиям, главными из которых являются: наглядность  и  простота    оформления, доступность в понимании демонстрируемых материалов.

УКП  ГО  и  ЧС  оснащаются  техническими  средствами  обучения,    наглядными   и  учебными  пособиями.  Для  проведения   занятий   и    самостоятельной  подготовки  населения  в  помещении  рекомендуется   иметь  следующие  технические средства: телевизор, видеопроигрыватель,  радиоприемник.

       Помещение УКП ГО и ЧС оборудуется стендами:

1. Сигналы оповещения и действия по ним.

2. Обстановка  на  территории муниципального образования при  возникновении  чрезвычайной ситуации.

3. Порядок и правила проведения эвакуации.

4. Индивидуальные и коллективные средства защиты.

5. Оказание само- и взаимопомощи.

      Для  проведения  занятий  УКП  ГО  и  ЧС  оснащается  следующим   имуществом и материалами:

        противогазы (разных типов, марок и размеров) - 15 - 20 шт.;

        камера защитная детская КЗД-4 (КЗД-6)        - 1 шт.;

        респираторы (разные)                         - 10 шт.;

        дозиметры индивидуальные                     - 1 - 3 шт.;

        огнетушители (разные)                        - 2 - 3 шт.;

        ватно-марлевые повязки                       - 2 - 3 шт.;

        индивидуальный противохимический пакет       - 1 - 2 шт.;

        перевязочный пакет индивидуальный            - 1 - 2 шт.;

       аптечка индивидуальная АИ-2                  - 1 - 2 шт.;

       бинты, вата и другие материалы, применяемые при оказании  само   и    взаимопомощи    и   для   изготовления   простейших  средств    индивидуальной защиты;

       учебно-методическая  литература  и  плакаты  по  ГО  и  ЧС;

       памятки "Это должен знать и уметь каждый", "Знай и умей";

       подшивки журналов "Гражданская защита", "Вестник МЧС России" и др.;

       кино- и видеофильмы по ГО и ЧС;

Для поддержания УКП на уровне современных требований необходимо их постоянное обновление и совершенствование.

Начальники  ЖКО  обязаны   проявлять  постоянную   заботу   о  содержании  пунктов   в   готовности   для качественного  проведения  занятий  и  тренировок  с  пенсионерами, домохозяйками  и  другими  категориями  населения,  не  занятого  в сферах производства и обслуживания.

 2.3. Внедрение ИСК УКП.

 Современный образовательный процесс немыслим без использования в ходе обучения компьютерного оборудования, позволяющего сделать этот процесс значительно более эффективным.

Соответственно и современный УКП ГО и ЧС обязательно должен быть оснащен соответствующим информационно-справочным комплексом (ИСК).

Основными структурными элементами ИСК УКП являются:

  • 1) Автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМ-П);

  • 2) Автоматизированное рабочее место обучаемого (АРМ-О);

  • 3) Центральный узел (ЦУ) ИСК;

  • 4) Информационные ресурсы (ИР) единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) «01» (в перспективе - «112»);

АРМ-П предназначены для обеспечения преподавательской деятельности,  размещаются непосредственно в помещении УКП и представляют собой ПЭВМ с выходом  в  сеть  ИНТЕРНЕТ и подключенным мультимедийным проектором.

АРМ-О предназначены, в основном, для обеспечения самостоятельной подготовки обучаемых в домашних условиях и  представляют собой ПЭВМ с выходом  в  сеть  ИНТЕРНЕТ.

ЦУ ИСК предназначен для хранения основных специализированных информационных ресурсов ИСК, которые ведутся централизованно на Интернет-сервере  по адресу  http://www.ameds.ru.

ИР ЕДДС размещаются на специализированных Интернет-серверах единых дежурно-диспетчерских служб «01» («112»), используются для ознакомления населения с возможными рисками ЧС в месте его проживания, имеющимися планами защиты населения и территории от этих ЧС, обучения порядку обращения граждан в ЕДДС и др.

Доступ к ИР ЕДДС обеспечивается путем соответствующих настроек броузеров АРМ-П и АРМ-О  (сохранением  интернет-адресов  выбранного информационного  контента  через  панель  броузера  «Избранное»).

В Приложении к настоящим рекомендациям приведена  типовая  Схема интеграции  УКП в единое информационное пространство единой дежурно-диспетчерской службы «01», «112».

Комплектация ИСК в учебном классе может варьироваться от одного АРМ преподавателя, подключенного к ИНТЕРНЕТ,  до ИНТЕРНЕТ -класса с дополнительными АРМ обучаемых в локальной вычислительной сети УКП.

 2.4. Формирование и подготовка преподавательского состава.

 Учебные занятия в пункте могут проводить работники ЖКО и (или) имеющиеся штатные работники УКП ГО и ЧС.

Занятия   по   медицинским  темам,   а   также   по   проблемам    психологической подготовки проводят привлекаемые работники здравоохранения.  Для проведения  практических занятий и отработки наиболее  сложных  тем  целесообразно привлекать преподавателей УМЦ ГО и ЧС.

Лица,  назначенные руководителями учебных групп, перед  началом    каждого  учебного  года в обязательном порядке проходят  подготовку на  учебных сборах в  УМЦ ГО и ЧС.

 

3. Организация работы УКП

  

3.1. Организационно-методические документы по работе УКП

В   учебно-консультационном  пункте   должна   быть   следующая    организационно-методическая документация:

списки жильцов с указанием их адресов, номеров телефонов,  вида    деятельности и номера учебной группы;

программа   подготовки   рабочих,  служащих   и   неработающего    населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

выписки  из  плана  гражданской обороны  и  плана  действий  по    предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций   (в   части,    касающейся граждан, проживающих на территории конкретной ЖКО).

годовой учебный план;

расписания занятий;

журналы учета посещаемости занятий (на каждую группу);

журнал учета самостоятельных занятий;

планы проведения занятий;

распорядок работы пункта.

Работа  УКП  ГО  и ЧС осуществляется в соответствии  с  годовым    учебным планом, расписанием занятий и распорядком дня.

Основным   планирующим   документом  по  организации   обучения    является расписание занятий. Оно составляется начальником УКП ГО  и  ЧС   в   соответствии   с  установленной  МЧС   России   12-часовой "Программой подготовки рабочих, служащих и неработающего  населения к действиям в чрезвычайных ситуациях" (1994 год).

Утверждает расписание   руководитель  жилищно-коммунальной    организации. 

Контроль  за  работой  пунктов  осуществляют  должностные  лица    управления   по  делам  ГО  и  ЧС  муниципального образования.  Они   же   оказывают организационную и методическую помощь руководителям учебных групп.

 3.2. Учебная работа на УКП

Учебная работа пунктов строится по двум направлениям.

1. Создаются учебные группы по 10 - 12 человек. В  каждой  группе  назначается  старший,  который  отвечает  за  оповещение  и сбор граждан, он же ведет журнал учета. Рекомендуется группы создавать из жителей одного дома (подъезда).

2. Консультативная деятельность. В этом случае  граждане  приходят в жилищную организацию  для  решения  каких-либо вопросов.

Проведение занятий целесообразно планировать в те месяцы, когда    неработающее  население  не  занято сельскохозяйственными  работами    (например,   январь  -  апрель  и  ноябрь  -  декабрь).

Обучение  населения в УКП ГО и ЧС проводится  как  на  плановых    занятиях,  так  и  путем  самостоятельного  изучения  материала   с    последующим   закреплением   знаний  и   навыков   при   выполнении    нормативов или в ходе тренировок.

Подготовку  населения,  не занятого  в  сферах  производства  и    обслуживания,  необходимо  проводить с учетом  возраста,  состояния    здоровья   и  других  факторов.  Поэтому  при  обучении   населения    рекомендуется применять следующие формы:

практические  занятия,  беседы  и  уроки  в  форме  вопросов  и    ответов;

просмотр видеофильмов;

привлечение на учения и тренировки по месту жительства;

самостоятельное изучение пособий и памяток;

прослушивание  радиопередач, просмотр  телепрограмм  по  защите    населения от чрезвычайных ситуаций;

викторины  и соревнования между пунктами (по 5 - 7  человек  от    каждого) с награждением победителей призами.

Значительную   часть   учебного   времени   следует    отводить    практическим   занятиям  как  в  помещении,   так   и   на   улице.

Предпочтение следует отдавать практическим действиям со  средствами индивидуальной   защиты,   бытовыми  дозиметрами,   индивидуальными противохимическими   пакетами,  аптечками   индивидуальными   АИ-2.

Желательно,     чтобы     обучаемые    посетили     убежище     или    противорадиационное укрытие.

При  проведении  занятий важно опираться на  реальные  события,    произошедшие   в   области,  городе,  сообщения  средств   массовой    информации.

В  процессе  обучения    следует:

основное внимание обратить  на    выработку  у  людей  правильного представления о  тех  чрезвычайных    ситуациях,  которые  характерны для мест их проживания  и  научить,    что  надо делать в каждом конкретном случае;

добиться, чтобы каждый  приобрел  практические навыки по применению индивидуальных  средств    защиты;

стремиться  воспитать чувство высокой  ответственности  за  свою  личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных    опасностей;

научить,  чтобы  каждый был  способен  оказать  первую    медицинскую помощь себе и другому пострадавшему.

Для  граждан,  желающих  заниматься самостоятельно,  на  пункте    необходимо  иметь  нормативные правовые  и  руководящие  документы,    достаточное количество памяток, инструкций и другой литературы.

Необходимо  учесть, что кино- и видеофильмы являются  одним  из    эффективных средств пропаганды и подготовки и способствуют  лучшему    усвоению сложных вопросов как при обучении в составе групп,  так  и    при  самостоятельной работе. Людям в возрасте  проще  и  интереснее     включить телевизор, посмотреть и прослушать.

По  окончании  учебного года население, прошедшее  обучение  на    базе  УКП,  должно  знать порядок действий по сигналам  оповещения,    основы  организации эвакуации, основные способы и  средства  защиты    от  опасностей  чрезвычайных ситуаций мирного и  военного  времени.

Обучаемые  должны  уметь пользоваться средствами  индивидуальной  и    коллективной защиты, правильно действовать по сигналам  оповещения,    оказывать само- и взаимопомощь.

 3.3. Основные  принципы, формы и методы обучения

 Под обучением понимается целенаправленный и  специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого с целью привития знаний, умений и навыков.

Общими принципами при организации и проведении обучения населения по  ГО и ЧС являются:

научность;

обучение тому, что необходимо знать гражданам для их самостоятельных действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

систематичность и последовательность;

сознательность и активность;

наглядность и доступность;

прочность овладения знаниями, навыками и умениями;

коллективизм и индивидуальный подход в обучении;

выработка морально-психологической стойкости.

Качество обучения населения по ГО и ЧС зависит от правильно примененных форм и методов обучения.

Формы обучения выражают организационную сторону учебного процесса. Они предусматривают состав и группировку обучаемых; структуру занятия; место, время и продолжительность его проведения; роль и специфику деятельности обучаемых и руководителя занятий.

Форма обучения на УКП -  классные занятия.

Метод обучения - это способ или прием, посредством которого руководитель занятия, опираясь на сознательность обучаемых, вооружает их знаниями, умением, навыками и формирует у них необходимые умственные и физические качества для выполнения задач ГО и ЧС.

Основной метод обучения на УКП - практические занятия.

Практическое занятие проводится с целью приобретения и совершенствования навыков в выполнении тех или иных приемов работы с бытовыми приборами дозиметрического контроля радиоактивного облучения, индивидуальной защиты от последствий применения противником оружия массового поражения, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, отработки нормативов по практическому обучению защите от ЧС мирного и военного времени.

Задачи привития необходимых знаний, умений и навыков, предоставления нужной информации решаются путем обучения, информирования населения, пропаганды в области безопасности жизнедеятельности, морально-психологической подготовки. Мотивация обеспечения безопасности формируется в процессе воспитания, а также морально-психологической подготовки, пропаганды в указанной области. В этой связи основными взаимосвязанными составляющими культуры безопасности жизнедеятельности должны являться обучение, воспитание, морально-психологическая подготовка, пропаганда и информирование населения.

Процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности должен иметь всеобщий,  непрерывный и комплексный характер. Всеобщность предполагает повышение культуры всех групп населения, независимо от возраста, национальности, рода деятельности, семейного положения, места жительства, вероисповедания. Непрерывность связана с поэтапным воздействием на человека на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста. Комплексность характера заключается в привитии правил безопасного поведения в условиях воздействия спектра всех возможных опасностей современного мира.

Последние новости

04.03.09
Пример заполнения анонса новостной ленты
01.03.09
Пример заполнения анонса тестовой новости на сайте, с форматированием текста.